Презумпция виновности
Jun. 15th, 2013 03:44 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Картинка из знаковой работы.
На картинке изображено, сколько людей в каждой стране согласны на посмертное донорство органов. Как можно видеть, уровень серьезно отличается в разных странах, и эти различия объяснить не очень легко. Как объяснить почти 100% в Австрии и 12% у ее соседки Германии. Неужели в Германии живут такие злобные и жадные люди, что им даже после смерти себя жалко? Почему такие похожие Бельгия и Нидерланды так отличаются?
Почему в США данные опросов говорят о том, что 85% согласны быть донорами, а данные статистики - что только 28% ими потенциально являются. Или статистика врет?
Авторы работы проводят простой эксперимент.
Набрали участников. Предложили им легенду - они только-только сменили страну, и им, по правилам, надо было решить, станут они донорами органов или нет. Случайным образом распределив людей на 3 группы, попросили заполнить анкеты.
Анкеты были трех видов:
В первой, учасник по умолчанию не был донором, и, чтобы стать им нужно было отметить галочку напротив "я согласен"
Во второй, наборот, по умолчанию все считались донорами, и чтобы выйти из программы нужно было отметить "я не согласен"
В третьей - нужно было сделать явный выбор между "согласен" и "не согласен"
Казалось бы, много ли надо усилий, просто щелкнуть мышкой в нужном окошке.
Много. Резульаты показывают, что очень много. Слишком много.
Отметить галочку "я согласен" оказалось в 2 раза сложнее, чем не отметить "я не согласен". Причем, результаты третьей анкеты, явного и осознанного выбора, совпали с теми, когда опцией "умолчанию" являлось участие в программе.
И это просто поставить галочку. А теперь представьте, что для проставления этой галочки нужно переться в поликлинику или, не доведись, в российскую нотариальную контору? Разница будет еще сильнее.
Разгадка первой картинки именно в этом эксперименте. В странах, в которых высокий % доноров, все по умолчанию записываются в доноры. В странах, где низкий - нет. Никакие бешеные бюджеты на социальную рекламу и поддержка со стороны религиозных организаций никогда не позволят им добраться до уровня их соседей.
Выводы работы были неоднократно подтверждены в последствии - значение "по умолчанию" действительно определяет исход программы намного больше, чем даже желание людей. Мы так устроены. Столкнувшись с таким простым и сложным одновременно вопросом, мы просто не хотим принимать никакого решения. Думаю, каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда мы пускаем важное дело на самотек, боясь принять то или иное решение. Но проблема в том, что в этом случае решение все равно кто-то принимает. Вместо нас.
В таком деле, как медицина, спасение жизней, очень важно, какое именно решение будет принято, и кто его примет.
Минздрав все правильно делает с презумпцией согласия, не ограничив ни на секунду права желающих выйти из этого соглашения "по умолчанию". А насчет Чаплина и прочих, защищающих права мертвых людей больше, чем живых, каждый сделает свой вывод сам.
UPDATE Неожиданно много появилось людей, которые, в связи с введением нового закона начали опасаться "разборки на органы" по заказу. Раньше надо было бояться. Презумпция согласия работает с 1992 года, и всех давно уже разбирают. Новый закон, предполагает упорядочивание процедур и ведение реестра несогласных. Что в целом является шагом к соблюдению прав человека, а вовсе не нарушению. Минздрав делает все правильно, не отказываясь от презумпции согласия, но вводя организационный порядок. Спасибо dzz за замечания.
no subject
Date: 2013-06-15 06:37 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-15 07:01 pm (UTC)Если будет введен реестр отказавшихся, прописана обязанность сверяться с эти реестром и ответсвенность за забор органов при наличии записи в реестре о несогласии, то это хорошо.
А в целом презумпция согласия означает, что тело человеку не принадлежит, и мне такое положение не нравится.
no subject
Date: 2013-06-15 07:05 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-15 07:14 pm (UTC)На практике презумпция согласия работает, сколь-нибудь массовых злоупотреблений в транспланталогии не наблюдается.
Может быть, дадите ссылку на закон в посте?
no subject
Date: 2013-06-15 07:37 pm (UTC)Надо было бы по хорошему сразу дать.
Но, с другой стороны, так даже интереснее получилось. Наблюдать за реакцией и страхом "черных трансплантологов"
no subject
Date: 2013-06-20 04:50 pm (UTC)А немассовых ?
(no subject)
From:no subject
Date: 2013-06-15 07:23 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-15 07:34 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-15 07:37 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-15 08:22 pm (UTC)чтоб не мотаться по всем этим хреням?
вобщемто этот закон стимулирует "несчастные случаи".
чо, вот нужна мне скажем почка и у меня есть бабло - присмотрел нужного "донора" а потом его "случайно" сбивает машина.. или "случайно" со стройки прилетает кирпич.. или "случайно" убивают при ограблении.
Халява же!
а так либо жди либо ищи донора который готов
отдать почку и плати ему немерянные бабки.
мне одному кажется что они охуели?
no subject
Date: 2013-06-15 08:29 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-06-15 10:05 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-16 12:10 am (UTC)делает).
Но, еще момент, если бы свой ребенок погибал, и не мог бы обойтись без чьей-то помощи (органа), я бы, наверняка, сменила бы свою позицию.... Двуяко...
no subject
Date: 2013-06-16 04:05 am (UTC)Мне немного странно читать о согласии, ведь все, что творится в стенах морга известно только врачам. Не по хую ли накромсают ли твое сердце на полоски и засунут в итоге в живот или передадут кому-то. Мозг туда же кладут, все в брюхо. А ничего, что черепную коробку набивают ветошью, чтоб в гробу не подтекала?
Кто проверит недостачу органов в трупе? Только судмедэксперт при официальной полицейской процедуре эксгумации, например. Это в принципе кому-то нужно -- считать органы? Не думаю.
Так что изначальное согласие -- это норма и практика, несогласие -- из области запрета пропаганды среди несовешеннолетних, чувств верующих, частной жизни и подобного, чего у нас было принято.
no subject
Date: 2013-06-16 05:12 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-06-16 05:07 am (UTC)Статистика занятная, но это все от незнания. Наверное, люди хотят распоряжаться телом и после смерти, точнее, думать, что они распоряжаются. А все совсем не так, тело оказывается в руках врача, который безбожно кромсает его, и относится к этому пофигистически -- это его работа. На обычное вскрытие уходит час, на поиски источника метастаз, например, может, целый день. И так ежедневно.
Кстати, на выставку тела не хочешь сходить? Через неделю, например (жутко занят на неделе). Это непосредственно за ГУМом. У меня есть компания, просто тебя приглашаю. Пиши в почту.
терапевтическое клонирование
Date: 2013-06-16 05:50 am (UTC)http://vadim-proskurin.livejournal.com/695850.html?style=mine#comments
скоро не нужно будет доноров
no subject
Date: 2013-06-16 07:14 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-16 07:38 am (UTC)Например, если мне на обследовании скажут, что мои органы уже ни на что не годны, то я, пожалуй, подпишу отказ, чтобы в случае чего соблазна у кого не появилось.
А если наоборот, скажут что у меня сердце какой-нибудь уникально-важной группы и остро необходимо множеству больных - так я дам согласие,
да еще и пить брошу, чтобы сердцу не вредить.Но такого обследования пройти, как я понял, нельзя. Поэтому мне трудно взвешенное решение принять. Мало инфы.
no subject
Date: 2013-06-16 12:28 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-16 05:55 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-17 06:34 pm (UTC)Я не собираюсь распоряжаться Вашим телом. Более того, у Вас есть возможность заявить, что Вы не хотите, чтобы Ваше тело трогали - и его услышат. И никто, кроме червей в могиле или огня в крематории, трогать не будет.
(no subject)
From:no subject
Date: 2013-06-17 12:46 pm (UTC)no subject
Date: 2013-06-17 06:32 pm (UTC)От злоупотреблений никто не застрахован. Даже в Германии.
no subject
Date: 2013-06-17 06:19 pm (UTC)Наблюдая в начале 1990х поведение депутатов (когда электронная система голосования уже появилась, но была простейшая - одна кнопочка, которую надо было нажать в ответ на вопрос "кто за", "кто против" или "кто воздержался", а на табло высвечивалось количество нажатых кнопок), я ясно видел следующее.
Ставятся на голосование две взаимоисключающие формулировки "Кто за первый вариант" или "Кто за второй вариант" (при том что их всего два) или даже "принять" или "отвергнуть".
По первому голосованию 100 за, 50 против, 20 воздержались.
По второму 110 за, 45 против, 15 воздержались.
(цифры, конечно, условные, но примерно вот в таком соотношении)
Это при взаимоисключающих вариантах - все равно "за" каждый из них стабильно больше половины от голосующих.
Видимо, желание "не возражать", "скорее сказать да, чем нет" достаточно сильное даже не у людей с улицы, а у депутатов, которые этими голосованиями занимались постоянно.
no subject
Date: 2013-06-17 06:31 pm (UTC)Мне кажется депутатам (и тем, и сегодняшним) просто по фигу, за что голосовать и законов они не читают. Вот и голосуют они за. Единственная разница - те, в 90-е хоть умом не отличались, но были относительно самостоятельны в своих решениях, поэтому они просто и честно голосовали "за". А сегодняшние голосуют так, как им сказали.
А вообще, я где-то читал, что есть такая особенность человеческого восприятия. Что негативные формулировки нам не нравятся, а позитивные - наборот, даже в отрыве от смысла этих формулировок. Не случайно в своих речах умные ораторы избегают любых отрицаний, любых слов "нет", "не" и т.п.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2013-06-20 10:45 pm (UTC)no subject
Date: 2013-07-24 07:12 pm (UTC)Собственно, первый раз на эту работу я наткнулся именно из лекций Дена на курсере))
no subject
Date: 2013-07-02 10:01 pm (UTC)http://www.bbc.co.uk/news/uk-wales-politics-23143236#TWEET809439
no subject
Date: 2013-07-28 10:37 am (UTC)no subject
Date: 2014-03-22 02:26 pm (UTC)а то я хочу быть посмертным донором органов, но не знаю где об этом сообщить :)
а еще я с удовольствием буду почетным донором, когда после татуировки пройдет полгода, в перерывы сдавала кровь уже несколько раз.
no subject
Date: 2014-03-22 04:37 pm (UTC)(no subject)
From: